8 903 955 79 11прямая линия
Самокиша

                                    
27 Фев
Роман в трех кейсах с продолжением


   Пока разбирались с тарифами глобально, получил немало посланий жителей своего округа. Выбрал несколько типичных, помогающих в ответах на вопрос: как снизить платежи за тепло?

    Вроде понятно, что снизить стоимость Гкал невозможно без значительных капитальных вложений в ремонт сетей. Это сотни миллионов/миллиарды рублей, которые пока непонятно где взять - бюджеты города и области на 2021 год сверстаны без учета этих расходов. Холодная зима и тяжелые квитанции за тепло ставят многих томичей в очень сложное положение, люди не готовы «скидываться» еще и на ремонт труб, а тех средств, которые Томск РТС и бюджет выделяют на это, явно недостаточно: трасс с повреждениями всегда больше. Тем не менее, с «этой стороны тарифа» будем продолжать копать - подсказки «из зала» по поводу стоимости угля в тарифе , управленческих затрат РТС, дефектов субсидирования и другие-слышу и беру в работу.

   Но как же все-таки быть с платежками за тепло? Можно ли их как-то уменьшить? Однозначно- да, НО... требует беготни и денег.

    Есть такие дома, которые не стали ждать, все подсчитали и через решение общего собрания собственников за счет средств дома проводят мероприятия по энергосбережению, чтобы сэкономить. Несколько примеров:

    Кейс 1. «Хрущёвка с автоматом».

Дано: многоквартирный жилой дом, 5 этажей, 4 подъезда, 80 квартир. Принято решение установить автоматический узел на систему отопления.

    Минусы:

1) значительная стоимость (около 500 тыс. руб. без теплообменника) из-за высокой цены на импортное оборудование (насосы, датчики),

2) в очень холодную погоду дом плохо держит тепло (фасад не утеплен), поэтому автоматика увеличивает количество потребляемого ресурса, а значит увеличиваются платежи.

    Плюсы: 

1) главный плюс – погодное регулирование. Когда весной и осенью приходят теплые дни, автоматика сама снижает уровень жара, жители перестают «отапливать улицу» открытыми форточками, а если холодает, автоматика приподнимает температуру.
2) Все-таки Томск – умный город, у нас много организаций, которые готовы автоматизировать узел учета тепла на выгодных для собственников условиях. Например, можно договориться об оплате стоимости работ не за год, а за два, чтобы уменьшить нагрузку на квитанции. В любом случае – решение за собственниками. Понятно, что решение это генерит кучу проблем: провести собрание, убедить людей вкладываться, как всегда смогут не все и тд.


    Кейс 2 «Коллективный - не всегда товарищеский». 


    Дано: многоквартирный жилой дом, 5 этажей, 4 подъезда, 80 квартир. В подвале подключено отопление на малоэтажный дом (или несколько), расположенный поблизости. Подключение произведено еще в советское время, так как у маленьких домов часто нет своего подвала. Такой тепловой узел по закону является групповым и не подлежит коммерческому учету.

     Нет учета, значит, начисление за тепло производится по нормативу. Даже за сентябрь и май, когда по факту услуга будет оказываться несколько дней, начисления будет произведено за месяц, таков порядок, утвержденный приказом Департамента ЖКХ Томской области. Нам приносили эти квитанции: в среднем каждая квартира по 1\9 платит 2000 рублей за май и столько же может заплатить за сентябрь. Получается, что из-за технической, по сути, проблемы дом каждый год платит 80х2000 + 80х2000=320000 рублей не за фактическое потребление, а за нормативное, что, конечно, несправедливо. Что делать? Принимать решение на общем собрании собственников, за счет средств дома делать проект и ставить элеваторный узел соседнему малоэтажному дому , а также ставить теплосчетчик на свой дом.

    Конечно, можно предложить соседям оплатить свой маленький узел, однако, практически добиться этого невозможно. В прошлом году такой узел мог стоить от 80000 до 100000 рублей, а когда в доме 8 квартир эта сумма для жителей неподъемна, тем более, что эта переврезка реально нужна только соседнему большому дому: маленький так и будет платить по нормативу (маленькая нагрузка на дом не позволяет установить теплосчетчик).

    Начинаем считать: 80000 рублей (за узел для соседа) плюс 150000-170000 за теплосчетчик для своего дома (в зависимости от оборудования и сложности работ) получается около 230000-250000 рублей. Примерно в такую сумму могут обойтись все работы. Выгода от установки теплосчетчика очевидна - затраты отбиваются за год. Проблемы - те же, что и в кейсе 1. Как стимулировать?
  
    Возможно! Вплоть до розыгрыша бюджетных грантов на софинансирование таких мероприятий (об этом - чуть позже, пока складываем в копилку предложений).

    Кейс 3 «Начнем с начала»

    Технические требования к установке общедомовых теплосчетчиков и водосчетчиков с годами меняются. Попросите специалистов своей УК или ТСЖ проверить, насколько установленное оборудование соответствует нагрузке на жилой дом. Поясним на примере: на доме по программе «Народный счетчик» на узле управления был установлен ПРЭМ (преобразователь расхода электромагнитый) диаметром 80. В доме 3 подъезда, 120 квартир, для такого количества потребителей достаточно ПРЭМов диаметром 50. Больший диаметр может служить причиной перерасхода ресурса, который будет подсчитан вычислителем и предъявлен к оплате собственникам. То же самое касается общедомового водосчетчика, диаметр которого тоже важен для корректного вычисления потребленного ресурса.

     В общем, «хочешь считать свои деньги - потребляй правильно».

    Ясно одно: с ситуацией можно бороться и локальными методами, которые, правда, требуют активности от самих жителей и УК. И определенных вложений.

    И это - ещё раз повторюсь - не отменяет необходимости разбираться в экономике теплоснабжающих организаций.

    П.с. все цифры, используемые в посте, примерные и не являются публичной офертой
Читать другие материалы раздела >>